«Место Писарро в искусстве 19-го века недооценено и заслуживает повторного изучения и переоценки», — говорит сокуратор ретроспективы Pissarro Йозеф Хельфенштейн.
Эта комплексная выставка включает в себя почти 200 работ, в том числе более 100 картин. Хельфенштейн, директор Базельского художественного музея, который работал с сокуратором Кристофом Дювивье, представляет Писсарро как «скрытого лидера» импрессионистов, хотя теперь он обычно омрачается Моне, Ренуаром и Дега.
«Без Писсарро импрессионистская группа, вероятно, никогда бы не была сформирована так, как это было», — говорит он. «Он удерживал группу вместе со своей харизмой и был самым любопытным и открытым из них».
Писсарро был аутсайдером. Он родился в 1830 году в еврейской семье на карибском острове Сент-Томас, тогдашней датской колонии. Хельфенштейн указывает, что Писсарро ходил в школу для чернокожих детей до 12 лет. Школы для белых детей не допускали еврейских учеников, но поскольку брак родителей Писсарро был незаконным в соответствии со строгим еврейским законом, ему было запрещено посещать еврейскую школу. В возрасте 25 лет он отправился в Париж, чтобы заниматься искусством.
Отчасти из-за своего многокультурного происхождения Писсарро очень хорошо знал о неравном распределении богатства, а затем стал анархистом во Франции. Но в отличие от некоторых экстремистов, он выступал за ненасильственную революцию.
Изюминкой выставки является картина неоимпрессионизма Kunstmuseum Les Glaneuses (1889), которая представлена вместе с подготовительной гуашей Писсарро, предоставленной Музеем Каммера во Флориде. Другие работы включают в себя четырех восхитительных поклонников, нарисованных пейзажными сценами.
Ключевой темой выставки является влияние Писсарро на своих коллег. Как объясняет Хелфенштейн: «Его дружба с коллегами-художниками была удивительно напряженной, и самоотверженность, с которой он их поддерживал, была почти уникальной».
Меньшая версия этой выставки отправится в музей Ashmolean Museum в Оксфорде с февраля по май 2022 года.